ВходРегистрация
Добро пожаловать на Moykinder.ru


Забыли пароль?Восстановить!
Электронный журнал о беременности и материнстве
Сегодня: 19-08-2017
По неделям: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
Самое интересное

Упрямство и капризы

←  Вернуться назад 4009 381 0

 

Упрямство и капризы  у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы толь ко на упрямство, иногда — только на капри зы, а бывает — на то и другое. Они могут че редоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 — 3 года, в дальнейшем поведение норма лизуется, и лишь иногда наблюдается «вто рая волна» упрямства в среднем дошколь ном возрасте — около 5 лет.


Капризность же обычно развивается начиная с 4 лет и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже старшем дошкольном воз расте.

 
И упрямство, и капризы — две стороны одного и того же нарушения - проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых — в капризах. Разберемся в при чинах появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.

 
Развиваясь в обществе, ребенок овладе вает определенными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает уста новленные нормы. Данный процесс и носит название социализации. Процесс сложный, далеко   не   всегда   протекающий   гладко. На ходе социального развития малыша в первую  очередь  сказываются  особенности  семьи — первого коллектива в жизни ребенка. Личность родителей, взаимоотношения  в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать   возрастные   и   индивидуальные   особенности ребенка — вот основные факторы, определяющие характер  социального развития маленького человека.


Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в   форме  капризов  или  упрямства  обязательно имеют в своем истоке не только особенности самого ребенка — его характер, тип нервной  системы,  привычки и т.  д., но и особенности   поведения   взрослых членов семьи (в первую очередь родителей), а также воспитателя в детском дошкольном учреждении.

 
Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и без оговорочного повиновения. При этом малей шее промедление в выполнении требования или неудача ребенка, а уж тем более его отказ подчиниться они склонны рассматри вать как некую злонамеренность, протест и считают своим долгом это упрямство сло мить, перебороть. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разо браться в возникшей ситуации и разрешить конфликт приемлемым для обеих сторон путем.


Фактически они вступают в аффек тивное, эмоциональное «сражение» с ребен ком, никогда ему не уступают, стараясь «переупрямить» и во что бы то ни стало  добиться подчинения, т. е. применяют ту же самую тактику, что и ребенок.

 
Как правило, это ведет лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка, причем посте пенно оно «обогащается» все новыми раз новидностями, которые малыш усваивает от упрямой матери. Кончается это плохо: силь ный, энергичный ребенок иногда может «добиться победы» в этой изнурительной борьбе и тогда постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера: он ни с кем не считается и старается добиваться своего всегда, во всем и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведе ние по отношению к сверстникам, осме ливающимся их ослушаться, выраженное стремление, во что бы то ни стало главен ствовать в группе детей (причем в выборе средств достижения своих целей такие дети особенно не церемонятся). К счастью, это бывает достаточно редко. Гораздо чаще строгим родителям удается «сломить» так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребенка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате взросле ющий человек растет покорным, печальным, боязливым,   безынициативным,  застенчивым.

 
Отношения с родителями у таких детей остаются на всю жизнь омрачены их вы нужденным подчиненным положением, ли шены непосредственной эмоциональной близости. Дети страдают от недостатка любви и нежности, так как не в состоянии понять «лучших чувств», которые движут  их родителями, искореняющими нежелательное упрямство. Это определяет и даль нейшее социальное поведение ребенка — неуверенность в себе, неумение найти место в коллективе, трудности при попытках подружиться   со  сверстниками,   страх     перед воспитателем в детском саду, а позднее — перед школьным учителем. Большинство таких детей все же приспосабливаются к жиз ни  в обществе,   усваивают   общепринятые формы  поведения,   но  их  более  интимные личностные контакты остаются очень несо вершенными: если в группе детей их пове дение и не бросается в глаза, не вызывает нареканий, то попытки индивидуальных кон тактов оказываются очень робкими, неуве ренными и часто неудачными. Дети указан ного типа очень страдают, не столько даже в дошкольном возрасте, сколько в школьном из-за того, что не могут найти друга. А если им это, наконец, удается, то они часто попадают в полную эмоциональную зависимость от него и подчиняются во всем, иногда даже с удовольствием. Излишне го ворить, что это является достаточно серь езным нарушением  личностного  развития.

 
Искажения такого рода наиболее сильно проявляются в подростковом возрасте, ког да развивающаяся личность вступает в «ре шительный бой» с принятыми в семье фор мами воспитания и начинает отстаивать свои права с такой силой, что даже очень строгие родители обычно не в состоянии справиться с «упрямством» своего детища. Стремительное «высвобождение» подавлен ных возможностей личности вступает в противоречие с привычным семейным укла дом, подросток компенсирует недостаток «свободы» самыми разными (как правило, не одобряемыми родителями) способами, и часто отчуждение детей и родителей на этом этапе достигает наибольшей степени. Очень тяжелый подростковый период — не редко расплата за ущемление самостоятель ности, активности, чувства собственного достоинства в детстве.

 
Мы специально проследили, к чему при водит раннее «искоренение» упрямства чересчур строгими родителями, чтобы под черкнуть опасность в такой ситуации реши тельных мер, к которым, к сожалению, часто прибегают неопытные или слишком волевые родители.

 
В подобном конфликте всегда как мини мум два участника — ребенок и взрослый, из которых один (ребенок) категорически не желает подчиниться требованию другого, а этот другой (взрослый) с той же силой и столь же категорично продолжает отстаи вать свое. Следовательно, исправить поло жение можно только при участии их обоих — и большая доля усилий по справедливости должна приходиться на взрослого — более опытного, умного, социально адаптирован ного, способного понять своего ребенка и помочь ему. Первые проявления упрямства не случай но обнаруживаются у совсем маленьких детей — в возрасте 2—3 лет. Именно в этот период у ребенка резко возрастает ак тивность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых не замысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей, и пытается его отстаивать. Одним из спо собов настоять на своем является и уп рямство — первая попытка самоутвержде ния.

 
Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребенка к правилам и нормам, принятым в челове ческом обществе. От окружающих его взрос лых малыш усваивает правильные способы действий с предметами: из чашки пьют, а стучать ею по столу или сбрасывать на пол нельзя; кошку можно гладить, но нельзя дергать за хвост; книгу можно листать, рас сматривать в ней картинки, но нельзя рвать или вытирать ею лужу на полу. В общении со взрослым ребенок уясняет и первые пра вила поведения с людьми: можно рассчиты вать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем и т. п. Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено в разных ситуациях (дома, на прогулке, в поликлинике на приеме у врача), дает ему возможность овладеть необходимыми навыками: самостоятельно есть, одеваться, проситься на горшок и т. д.

 
Правильная организация взрослыми жиз ни ребенка уменьшает вероятность появле ния у него нежелательных реакций, в том числе и упрямства.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Комментарии

Текст комментария:
Введите текст на картинке Циферки
Новости
14.12.2015
492 113 0
Лучшие статьи по мнению пользователей
Раздел: Овуляция

ЛГ – лютеинизурущий гормон, вырабатываемый гипофизом. Основная его функция – инициирование овуляции, что приводит к изменению  клеток фолликула с образованием желтого тела (Corpusluteum- желтое тело, лат), желтый цвет – признак большого количества стероидных гормонов.


5456 539 0

Спермициды относятся к классу химических контрацептивов. Механизм действия спермицидов основан на способности активного ингредиента, входящего в их состав, разрушать сперматозоиды в течение нескольких секунд. Столь жесткое требование к временному интервалу объясняется способностью сперматозоидов проникать в канал шейки матки буквально через несколько секунд после эякуляции, а через 90 секунд самые быстрые из них доходят до маточных труб.


4285 531 0

Разгибание ручек. Ребенок лежит на спине, захватив большие пальцы рук взрослого. Придерживая его кисти, поочеред но разгибайте и сгибайте его руки. Повтори те 6-8 раз. Поднимание ножек. Ребенок лежит на спине.


4708 493 1
 
Материалы опубликованные на мойкиндер являются обзорной информацией и их не следует рассматривать как врачебные рекомендации.
Информация предоставлена справочно и основана на среднестатистических данных.
Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия администрации ресурса moykinder.ru и его авторов. Техническая поддержка ресурса осуществляется компанией iMedia.Group

© 2010 - 2014 Moykinder.ru info@moykinder.ru
Рассчитать дату родов
Пожалуйста, введите дату начала последней менструации
Цикл
1
2
3
Рассчитывается приблизительная дата родов. Точную дату родов Вам скажет Ваш лечащий врач.
Яндекс.Метрика