ВходРегистрация
Добро пожаловать на Moykinder.ru


Забыли пароль?Восстановить!
Электронный журнал о беременности и материнстве
Сегодня: 28-05-2017
По неделям: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
Самое интересное

Влияние семьи на развитие ребенка

←  Вернуться назад 1762 349 0

 

Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отноше­ний между родителями и ребенком. Занимае­мая родителями, в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во мно­гом определяют весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способ­ности и черты характера. При всем разно­образии этих отношений, зависящих от се­мейных традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, об­щего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два ос­новных типа отношений к детям. В одном случае точкой отсчета и главным ориенти­ром является ребенок, а в другом — взрос­лый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе от­ношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрос­лым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.
 
Жизнь на каждом шагу ставит психологи­ческие эксперименты. Важно только их осознать и сделать верные выводы. В разнооб­разных эмоциогенных ситуациях, как на гео­логическом разломе, обнаруживаются причины конфликтов и трудностей в общении ро­дителей с детьми.

 
В очереди к зубному врачу волнуются дети, нервничают их родители. Вот плачет, а вернее, хнычет и капризничает мальчик лет шести. Похоже, сейчас его беспокоит не столько зубная боль, сколько перспектива войти в кабинет врача, где, как он не без осно­вания полагает, ничто хорошее его не ожи­дает. Его мать раздражена и чувствует себя крайне неловко от того, что больше всего шума в очереди создает ее сын, что все на них обращают внимание. Она шикает на него, говорит, что он уже большой мальчик, а вон сидит совсем маленький, но он не пла­чет и не боится. Затем она вынимает из сумки детскую книжку и пытается как-то от­влечь сына, начав читать ему сказку. Одна­ко это не помогает, наоборот, крики усили­ваются. Вконец рассерженная мать не знает, что делать, как урезонить расходившегося крикуна. Когда выглянувшая из кабинета медсестра увела за собой упирающегося маль­чика, все вздохнули с облегчением, хотя она сделала это в нарушение очереди, решив, что он плакал из-за острой боли.

 
В этой же очереди можно было наблюдать и совсем другую картину, когда дети до­школьного возраста вели себя на удивление достойно и мужественно, несмотря на зубную боль и стрессовую обстановку поликлиники. В этом случае можно было видеть высокую степень доверия, взаимопонимания и душев­ного контакта между ребенком и матерью. Внешне это могло выражаться малопримет­ным образом, однако по тому, как ребенок сидел, прижавшись к матери, как она не­многими, тихо произнесенными словами поддерживала его и помогала превозмочь боль, было ясно, что они составляют одно целое, что у ребенка есть близкий, во всем понимающий его человек, есть защита и жиз­ненный тыл.

 
Иногда спрашивают: как достичь такого взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сей­час, пока дети еще маленькие, чтобы не упу­стить чего-то самого важного? По-видимому, на такие вопросы нельзя дать универсаль­ный ответ. Тем не менее, можно сказать, что главный секрет воспитания в том и со­стоит, что для этого как раз ничего спе­циально делать не нужно. Напротив, следует довериться естественному ходу жизни, при­слушиваясь к глубоко внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознавать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где — себялюбием и предрассудками. Естест­венный ход событий таков, что ребенок ста­новится центром всей жизни семьи до своего рождения. С самого начала плод начинает определяющим образом влиять на всю физио­логию организма матери. Он является ве­дущей инстанцией изменений, происходящих в организме будущей матери и в ее пси­хике.

 
Новорожденный выглядит крайне слабым и беззащитным. Он ровным счетом ничего не умеет, все его потребности и запросы — младенческие, однако именно он — полно­властный диктатор в семье. С его рожде­нием изменяется весь уклад жизни взрослых членов семьи. Теперь все вращается вокруг него, маленького властителя, царящего над всем, что есть в космосе семейной жизни. Так обычно всегда бывает, так и должно быть. Это как раз то, в чем больше всего нуждается ребенок и что крайне трудно вос­произвести в условиях учреждения, где вос­питываются дети без семьи.

 
Следует подчеркнуть, что младенец в семье — это не просто предмет главной за­боты ухаживающих за ним взрослых. Ка­ким-то непостижимым образом он оказы­вается центром их собственного существа. Взрослые к нему обращаются, с ним разго­варивают, хотя известно, что он еще не толь­ко не понимает речи, но вряд ли вообще слышит их слова. Ему демонстрируют такую нежность, чуткость и внимание, которые яв­но не соответствуют сознанию младенца. Эта избыточность общения со стороны взрос­лых создает ребенку необходимую зону раз­вития. Атмосфера семейного тепла лежит в основе доверия малыша к миру, открытости в общении с людьми, последующего приня­тия им самого себя. Физическая пуповина, связывающая ребенка с матерью, рвется при его рождении, однако эмоциональная связь между ними сохраняется еще долгое время. Во всяком случае, на протяжении дошколь­ного возраста она обязательно должна быть.

 
Молодые родители, движимые самыми луч­шими побуждениями, отправили на лето свое­го, еще не достигшего трехлетнего возраста малыша в детский санаторий, благо, что пред­ставилась такая возможность. Они были убеждены, что пребывание там благотвор­но скажется на малыше, так как у санато­рия была репутация прекрасного оздоро­вительного учреждения. Санаторий действи­тельно оказался во всех отношениях очень хорошим. Родители посещали своего сына каждое воскресенье, привозили ему гостин­цы. Тем не менее мать не дождалась конца срока пребывания ребенка в санатории и пос­ле всех сомнений, слез и переживаний заб­рала сына домой. По ее словам, она боль­ше не могла вынести «сиротских глаз», кото­рыми стал смотреть ее малыш. Мать остро почувствовала, что происходит что-то не то, что оздоровление в санатории, несмотря на все созданные детям условия, идет не на пользу ее ребенку. И она приняла решение,  совершенно верное с позиций детской психо­логии. Этому малышу понадобилось несколь­ко недель жизни в семье, чтобы оттаять после санатория и компенсировать начав­шееся у него отставание и даже прямой регресс в психическом развитии. После по­лутора месяцев пребывания в санатории он стал значительно хуже говорить, плохо спать, плакать по ночам. Из живого подвижного мальчика он на какое-то время превратился в вялого, безынициативного ребенка с потухшим, по выражению матери, сиротским взглядом. Только до конца поверив в свое возвращение и на каком-то подсознатель­ном уровне убедившись, что все вернулось на свои места, что он навсегда дома, малыш по-настоящему ожил.

 
Подобных примеров можно привести много. Они говорят о том, что все, что ведет к ос­лаблению связей с семьей, в первую оче­редь с матерью, пагубно сказывается на раз­витии ребенка. В этой связи можно выска­зать вполне однозначное мнение о круглосуточных, так называемых пятиднев­ных детских садах — это несомненное зло. Конечно, не будет большой беды, если, в случае необходимости, ребенок время от вре­мени останется на ночь в детском саду. Правда, его нужно к этому заранее подго­товить и даже с самым маленьким ребен­ком как-то договориться, но это не должно стать системой. Надо отдавать себе отчет, что неделя — это слишком долгий срок для до­школьника. Да есть ли на свете такая ра­бота или какие-либо другие ценности, ра­ди которых стоило бы идти на это? Но ведь чаще всего работа родителей, в том числе посменная, позволяет ежедневно брать ре­бенка домой. Обычно этого не делают по соображениям житейских удобств.

 
Из того факта, что ребенок закономер­но оказывается в самом центре жизни семьи и занимает исключительное положение в си­стеме жизненных отношений родителей, ни­как не следует вывод о вседозволенности и безнаказанности поведения детей. Если мы будем потакать всем прихотям и капризам детей, если не будем должным образом реаги­ровать на их проказы и проступки, то этим самым можем принести им много вреда. Ведь есть совершенно недопустимые вещи, кото­рые должны немедленно пресекаться. Есть ситуации, когда правильней и по-человече­ски понятнее, в том числе и самому ре­бенку, будет непосредственная эмоциональ­ная реакция на его проступок, даже сопро­вождаемая наказанием, чем попуститель­ская отстраненность взрослого или нравоучи­тельная нотация родителя. Нельзя не реагировать на действия детей, унижающие до­стоинство другого человека, намеренно при­чиняющие кому-либо боль или вред. Забавляясь с годовалым малышом, мать подставляет ему свое лицо и говорит: «Ну-ка, побей маму, ну-ка, покажи, как ты бьешь маму». Не понимающий ситуации ребенок колотит ее кулачками по лицу. Похоже, что и сама мать не ведает, что творит.

 
Попустительствуя детям, идя у них на по­воду, когда они просто капризничают и да­же намеренно испытывают наше терпение, мы не только не предоставляем им необхо­димую для становления личности внутреннюю свободу, но, напротив, способствуем черному делу порабощения ребенка его же желания­ми и страстями. Не может быть внутрен­ней свободы без нравственных ориентиров, как не может быть формирования гармо­ничной личности без нравственного воспита­ния.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Комментарии

Текст комментария:
Введите текст на картинке Циферки
Новости
14.12.2015
482 112 0
Лучшие статьи по мнению пользователей
Раздел: Овуляция

ЛГ – лютеинизурущий гормон, вырабатываемый гипофизом. Основная его функция – инициирование овуляции, что приводит к изменению  клеток фолликула с образованием желтого тела (Corpusluteum- желтое тело, лат), желтый цвет – признак большого количества стероидных гормонов.


5429 538 0

Спермициды относятся к классу химических контрацептивов. Механизм действия спермицидов основан на способности активного ингредиента, входящего в их состав, разрушать сперматозоиды в течение нескольких секунд. Столь жесткое требование к временному интервалу объясняется способностью сперматозоидов проникать в канал шейки матки буквально через несколько секунд после эякуляции, а через 90 секунд самые быстрые из них доходят до маточных труб.


4261 529 0

Разгибание ручек. Ребенок лежит на спине, захватив большие пальцы рук взрослого. Придерживая его кисти, поочеред но разгибайте и сгибайте его руки. Повтори те 6-8 раз. Поднимание ножек. Ребенок лежит на спине.


4688 492 1
 
Материалы опубликованные на мойкиндер являются обзорной информацией и их не следует рассматривать как врачебные рекомендации.
Информация предоставлена справочно и основана на среднестатистических данных.
Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия администрации ресурса moykinder.ru и его авторов. Техническая поддержка ресурса осуществляется компанией iMedia.Group

© 2010 - 2014 Moykinder.ru info@moykinder.ru
Рассчитать дату родов
Пожалуйста, введите дату начала последней менструации
Цикл
1
2
3
Рассчитывается приблизительная дата родов. Точную дату родов Вам скажет Ваш лечащий врач.
Яндекс.Метрика