ВходРегистрация
Добро пожаловать на Moykinder.ru


Забыли пароль?Восстановить!
Электронный журнал о беременности и материнстве
Сегодня: 25-09-2017
По неделям: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
Самое интересное

Детские неврозы

←  Вернуться назад 1963 382 0

 

Нервный ребенок, детская нервность — понятия скорее бытовые, чем медицинские, причем понятия очень неконкретные. Под детской нервностью порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущен ность, и непатологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и са мые различные нервно-психические заболе вания.

 
Попытаемся конкретизировать это выра жение. Под детской нервностью будем иметь в виду только невротические состояния, или неврозы.

 
Неврозы — большая группа заболева ний, объединяемых довольно-таки условно. Это различные формы расстройств (не врастения, истерия, психастения, невроз навязчивых состояний, невроз страха, веге тативный невроз), преимущественно затра гивающих высшую нервную деятельность.

 
Клиническая картина неврозов многообразна. Не вдаваясь в подробности, можно назвать такие симптомы, как повышенная возбудимость, эмоциональная несдержанность (вспышка гнева, раздражения) или, напротив, вялость, апатия, мнительность, утомляемость, бессонница, слезливость, различные неприятные ощущения в области сердца, легких, желудка, кишечника, подав ленное настроение, навязчивые мысли и действия.

 
Одна из главных причин невроза — чрезмерное    по    силе    или    длительности напряжение нервной системы, переутомле ние. Нередко неврозы развиваются на фоне тяжело протекающей инфекции или же хронического заболевания внутренних орга нов.

 
Немалую роль в развитии невроза играют различные психотравмирующие факторы: неблагополучие в семье, тяжелая болезнь кого-либо из близких, непонимание и гру бость со стороны окружающих. Поэтому следует говорить, с одной стороны, о необ ходимости вырабатывать в себе с самого раннего возраста умение подавлять отри цательные эмоции, воспитывать самоконт роль, терпимость к людям, а с другой — об огромной важности развития таких ка честв, как чуткость, такт, внимание, благо­желательность, доброта.

 
Если бы мы изобразили в виде графика процесс становления нервной системы ре бенка, нам не удалось бы получить непрерывную, плавно поднимающуюся кри вую. Созревание организма протекает от нюдь не равномерно. Периоды медленного поступательного развития перемежаются более или менее резкими «скачками», для которых характерны значительные изменения в поведении ребенка — резуль тат определенной перестройки, происходя щей в организме.

 
Особая интенсивность этих изменений свойственна трем возрастным периодам: 3—5 лет, 7—9 лет и 12—15 лет. Эти периоды не без основания называют критическими.

 
Прежде всего, необходимо коснуться вопроса о функционировании нервной системы с учетом особенностей, характер ных для детского возраста.

 
Работа головного мозга представляет собой сложное соотношение двух нервных процессов — возбуждения и торможения. Способность к наиболее эффективному использованию торможения не дана от рождения и возникает у ребенка не сразу. Она совершенствуется в течение жизни в рамках постоянного взаимодействия с окружающей средой. Но «овладение» тормозным процес сом происходит у детей довольно медленно. На протяжении всего дошкольного периода возбуждение существенно превалирует над торможением.

 
Однако с приходом в детский сад ребе нок в значительной степени обретает способность освоить те или иные формы поведения в коллективе. Детская непосред ственность отчасти умеряется нарождающи мися правильными представлениями об окружающем, пониманием необходимости соблюдения дистанции. Все более крепнет активное тормо жение,   возрастает  умение   управлять   им.

 
С приходом в детский сад жизнь ребенка преображается внешне и внутренне. Появ ляются какие-то обязанности и задания, повышается уровень требований, расши ряется круг друзей, усложняются взаимо отношения с коллективом.

 
Надо сказать, что к этому этапу разные дети подходят неодинаково подготовлен ными. Одни легко и быстро осваиваются в новой обстановке, без труда переносят смену привычного стереотипа. Таких детей большинство. Другие воспринимают изме нения, наступившие в их жизни, резко, обостренно. Это происходит с малыша ми, нервно-психическая сфера которых слишком хрупка и ранима. Предъявляемые к ребенку требования оказываются сверхсильным раздражителем. Вот тут-то и может возникнуть «срыв».

 
Здесь надо сделать пояснение. Если мы говорим, что «срыв» часто может наблю даться   именно   в   дошкольном   возрасте, это ни в коем случае не значит, что, миновав данный возрастной период, ребенок становится  полностью  застрахованным  от  возможности развития невроза. Уже упоминалось, что причины, способствующие возникновению  невротических  состояний,  довольно многочисленны и разнообразны. Уровень  же   нагрузок   на психику  увеличивается с годами. И в любом возрасте — идет  ли   речь  о   ребенке  или  о взрослом человеке — неблагоприятные обстоятельства (внутреннего или внешнего порядка) могут по той или иной причине сконцентрироваться до такой степени, что человек  дает невротическую реакцию.

 
Из    всех   неврозов,   развивающихся    в  детском возрасте, наиболее часто встреча ются неврастения, истерия,  невроз  навязчивых состояний.

 
Неврастения — болезнь, проявляющаяся главным образом в резкой возбудимости и вместе с тем быстрой нервной истощаемости (недаром эту болезнь обозначают как «раздражительная слабость»). Развитию заболевания способствует истощение нервной системы, наступающее в результате перенесенных инфекций (скарлатина, корь, свинка, коклюш и т. д.), ушиба головы, длительного перенапряжения, воздействия внешних психотравмирующих факторов, всякого рода перегрузок на головной мозг.
                         
Невольно приходится вспомнить о родителях, которые стремятся следовать  распространившейся сейчас моде обучать  своих сына или дочь, помимо  программы детского сада, еще и музыке, иностранному языку, фигурному катанию, причем часто без учета интересов и склонностей ребенка, а   главное — без   учета   его   возможности справиться без потерь для здоровья с этим большим объемом новых дел  и заданий.

 
Нет, мы не против уроков музыки или изучения иностранного языка. Но мы совету ем в каждом отдельном случае взвесить все «за» и «против», проконсультироваться с врачом. Нужно точно знать, под силу ли вашему ребенку дополнительная нагрузка.

 
Дети-неврастеники отмечают ощущение тяжести и сдавливания в голове (такое ощущение, будто на нее постоянно надета шапка). Они испытывают головную боль, головокружение, усиленное сердцебиение, раздражительность. Настроение у них по давленное, тоскливое. При выполнении лю бого, даже очень легкого задания эти дети утомляются, хнычут, капризничают. Явле ния истощаемости настолько выражены, что ребенок быстро теряет способность слушать объяснения воспитателя.

 
Другая разновидность невротических со стояний — истерические реакции. В поведении детей, страдающих этим неврозом, обращают на себя внимание повы шенная возбудимость, частая смена на строения, склонность к чрезмерному фанта зированию и вымыслам, резко выраженные симпатии и антипатии. Такие ребята отли чаются несдержанностью, бурным проявле нием эмоций, взрывчатостью. Они крайне требовательны, все им быстро надоедает. Если взрослые отказываются выполнить то или иное желание ребенка, он упорно настаивает на своем, кричит, падает на пол, бьет ногами.

 
Дети, страдающие истерией, нередко жалуются на неприятные ощущения в об ласти сердца или других внутренних орга нов, заявляют, что их сердце «плохо бьется», испытывают страх смерти, просят им немедленно помочь. Резкий контраст между общим состоянием здоровья и выска зываемыми жалобами, быстрое исчезно вение болезненных проявлений при пере ключении внимания порождает у окружаю щих мнение о таких детях как о притворщи ках. Надо помнить, что на самом деле они отнюдь не притворяются.

 
Еще одна разновидность невроза, встре чающаяся преимущественно у детей,— нервная анорексия (анорексия — утрата аппетита). Обычно эта болезнь развивается после неосторожных подшучи ваний, подтрунивания над чрезмерной упитанностью ребенка. Переживая неумест ную шутку в адрес своей комплекции, ребенок  решает  во  что  бы  то  ни   стало похудеть и с этого момента упорно отказывается от пищи. Влечение к еде поначалу подавляется   усилием     воли.     А    спустя 2—3   месяца   чувство   голода   уже   и   не возникает.   Теперь,   если   даже   ребенок   и попытается    принять    пищу    в    несколько большем объеме, чем сурово ограниченный им  самим же рацион,  у него  появляются тошнота, ощущение переполнения желудка.

 
Это заболевание может длиться продолжительное время и нелегко поддается лечению.

 
Если   нервная   анорексия — болезнь  довольно редкая, то элементарное снижение аппетита   встречается примерно у одной трети детей. Его причину надо искать в отступлениях от  правильного  режима, от рационального чередования  всякого   рода нагрузок и отдыха. При этом надо также учитывать,  что  гигиенические требования, предъявляемые к детскому питанию,  значительно отличаются от требований к рациону   взрослых.   На эту тему   написано немало полезных книг и статей.

 
Прием   пищи — жизненно   важная   процедура.  Но кормить детей насильно ни в      коем случае недопустимо. Впрочем, другая крайность — полное пренебрежение к пище в семьях, ведущих напряженную духовную жизнь, где не едят, а «заправляются»,          «перекусывают» на ходу или не отрываясь от интересной статьи в научном журнале, — также чревата опасностью потерей аппетита у детей.

 
В дошкольном возрасте может развиваться и так называемый невроз навязчи вых состояний. Навязчивость проявляется в сфере мышления (навязчивые идеи, представления, воспоминания), в эмоциональной сфере (навязчивые страхи), в двигательной (навязчивые действия, поступ ки). Явления навязчивости крайне многообразны: это либо неотступные мысли о грозящей опасности, боязнь заражения, либо постукивание рукой или ногой,      подпрыгивание несколько раз на одном месте, бесконечное мытье рук, повторение         каких-либо звуков и т. п. Навязчивые действия представляют своего рода защитный акт, с помощью которого ребенок снимает внутреннее напряжение, возникшее в связи с той или иной    навязчивой мыслью.

 
Иногда у детей могут наблюдаться реактивные состояния. Причина их возникновения — трудности адаптации к режиму детского сада, несправедливость воспитате ля (мнимая или действительная), ссора с товарищами. Развитие реактивного состоя ния в некоторых случаях отмечается у малышей, перенесших тяжело протекавшую инфекцию или травму головы и вернувших ся в детский сад с еще не вполне вос становленным здоровьем. В поведении ре бенка на первый план выступают крайне болезненная реакция на шум, беспричинная обидчивость, склонность к слезам. Дети отдаляются от общества сверстников, стре мятся к покою, тишине, одиночеству. Если такой, ребенок встречает непонимание  со стороны взрослых и особенно воспитателя, это еще больше углубляет конфликт. В та ких случаях ребенок может даже совершить побег из дошкольного учреждения, спря таться где-нибудь на чердаке или в подъез де. Обычно наряду с патологическим влечением к побегам наблюдается и склонность ко лжи.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Комментарии

Текст комментария:
Введите текст на картинке Циферки
Новости
14.12.2015
512 125 0
Лучшие статьи по мнению пользователей
Раздел: Овуляция

ЛГ – лютеинизурущий гормон, вырабатываемый гипофизом. Основная его функция – инициирование овуляции, что приводит к изменению  клеток фолликула с образованием желтого тела (Corpusluteum- желтое тело, лат), желтый цвет – признак большого количества стероидных гормонов.


5503 548 0

Спермициды относятся к классу химических контрацептивов. Механизм действия спермицидов основан на способности активного ингредиента, входящего в их состав, разрушать сперматозоиды в течение нескольких секунд. Столь жесткое требование к временному интервалу объясняется способностью сперматозоидов проникать в канал шейки матки буквально через несколько секунд после эякуляции, а через 90 секунд самые быстрые из них доходят до маточных труб.


4318 537 0

Разгибание ручек. Ребенок лежит на спине, захватив большие пальцы рук взрослого. Придерживая его кисти, поочеред но разгибайте и сгибайте его руки. Повтори те 6-8 раз. Поднимание ножек. Ребенок лежит на спине.


4734 500 1
 
Материалы опубликованные на мойкиндер являются обзорной информацией и их не следует рассматривать как врачебные рекомендации.
Информация предоставлена справочно и основана на среднестатистических данных.
Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия администрации ресурса moykinder.ru и его авторов. Техническая поддержка ресурса осуществляется компанией iMedia.Group

© 2010 - 2014 Moykinder.ru info@moykinder.ru
Рассчитать дату родов
Пожалуйста, введите дату начала последней менструации
Цикл
1
2
3
Рассчитывается приблизительная дата родов. Точную дату родов Вам скажет Ваш лечащий врач.
Яндекс.Метрика