ВходРегистрация
Добро пожаловать на Moykinder.ru


Забыли пароль?Восстановить!
Электронный журнал о беременности и материнстве
Сегодня: 28-05-2017
По неделям: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
Самое интересное

Закаливание и терморегуляция у детей

←  Вернуться назад 2695 372 0

 

По имеющимся статистическим данным, Скандинавские страны занимают лидирующие пози ции в мире по самым низким по казателям смертности и заболеваемо сти (в том числе и простудными) взрослого и детского населения. В чем же дело? Дело в том, что тради ционно из поколения в поколение подавляющее большинство семей в этих странах культивируют здоровый или, точнее, спортивно-здоровый образ жизни, в котором важнейшую роль играет закаливание.

 
То, что закаливание является эф фективным средством укрепления здо ровья, профилактики многих заболе ваний, известно всем. Еще в 1899 году видный отечественный физиолог И. Р. Тарханов в книге о закали вании дал такое определение; «К сло ву «закаливание» или «закал» в прило­жении к организму русская речь при бегает по аналогии с явлениями, наблю даемыми на железе, стали при их за каливании, придающем им большую твердость и стойкость». Именно в стой кости к неблагоприятным воздей ствиям, прежде всего температурным, и находит отражение эффект закали вания, под которым обычно понимают способность переносить влияние низкой температуры без вредных для человека последствий. Закаливание не только по вышает его устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечи вается профилактика простудных и других заболеваний.

 
Закаленный   человек   быстро  и   без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям тем пературы окружающей среды, легко переносит   холод   и   тропическую   жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.

 
Важно   подчеркнуть,   что   закаливанием   может   и   должен   заниматься каждый  человек любого  возраста  независимо от уровня физического раз вития, В процессе закаливания наряду с оздоровительным эффектом происхо дят перестройки и в психоэмоциональ ной сфере, что проявляется в повыше нии настойчивости, целеустремленнос ти, улучшении настроения, уравнове шенности и выдержанности. Поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка.

 
Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. Одним из наибо лее известных исторических примеров является опыт Древней Спарты, в ко торой, как писал Плутарх, закаливание мальчиков, будущих воинов, начина лось с грудного возраста. С семи лет они воспитывались в общественных до мах в суровых «спартанских» усло виях — ходили босиком в любую погоду и в самой облегченной одеж де, купались в холодной воде и т. д. Девочки росли почти в таких же условиях.

 
В нашей стране закаливание было популярно издавна. Опыт применения для укрепления здоровья русских бань с чередованием воздействий нагретого воздуха и холодных «снежных» ванн или купаний в реках и озерах насчи тывает столетия. Одно из первых ли тературных упоминаний о необходимо сти физического закаливания детей с раннего возраста содержится в трудах известного просветителя XVIII века В. И. Новикова. Первой книгой о закаливании детей, опубликованной в России в 1910 году, явилась моно графия выдающегося педиатра Г. Н. Сперанского, в которой были изложены основные принципы и прави ла закаливания ребенка, не утратившие своего значения до наших дней. Но прежде чем раскрыть их, давайте постараемся ответить на следующий вопрос: а что вы, уважаемые чита тели, знаете о закаливании взрослых и детей и, главное, что вы сами делаете для закалки своего и детского организма? К сожалению, большин ство людей имеют смутное представле ние о закаливании или вообще о нем ничего не знают и практически ничего не  делают.

 
Более того, многие родители из-за боязни простудить ребенка уже с пер вых дней его жизни начинают зани маться организацией пассивной защиты от простуды: укутывают малышей, боятся открывать окна, чтобы провет рить помещение, и т. д. Такая «забо та» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппа рата терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных бо лезней.

 
В этой статье и пойдет речь о фи зиологической основе закаливания и о том, как эффективно можно зака лить ребенка-дошкольника.

 
Суть закаливания состоит в следую щем. Постепенно изо дня в день организм подвергается влиянию возду ха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани и слизистые поверх ности, представляющие собой обшир ные воспринимающие зоны и содер жащие огромное количество нервных окончаний — рецепторов, многие из которых избирательно чувствительны к температурным воздействиям (к холоду или к теплу). Первых из них намного больше. Человек, систематически зани мающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульсы от которых поступают в высшие отделы нервной системы. Одновременно проис ходит и тренировка мощного сосудис того аппарата кожи и подкожной клет чатки. Просветы множества мелких кожных и подкожных сосудов под влия нием холодовых раздражителей сужи ваются, за счет чего возрастает крове наполнение в других отделах сердечно сосудистой системы. Это один из основ ных механизмов выработки устойчи­вости к резким и быстрым похоло даниям в окружающей среде.

 
Здоровый закаленный человек ха рактеризуется обязательным наличием в его организме температурного ба ланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды. За счет чего это происходит? За счет изменений в соотношении интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. У незакаленных людей процессы теплорегуляции могут нарушаться даже при незначительных и непродолжительных охлаждениях, при этом теплоотдача превышает тепло продукцию, что ведет к понижению температуры, особенно в области мин далин и слизистой оболочки носа. А охлаждение, как это впервые пока зал знаменитый Пастер, активизирует жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов, например, стафилококков, а также вирусов, в результате чего разви вается острое респираторное заболе вание. Однажды был проведен инте ресный эксперимент. У группы практи чески здоровых, но незакаленных взрослых людей исследовали микро флору слизистой оболочки носа до и после охлаждения. Оказалось, что количество микробов после процедуры возросло в тысячу раз!

 
Все вышесказанное относится и к про цессам, происходящим при закаливании детей. Прежде чем говорить о принци пах и методах их закаливания, следует привести некоторые морфофункциональные особенности организма ребен ка дошкольного возраста.

 
Новорожденный ребенок обладает далеко не совершенной системой тер морегуляции, которая развивается в процессе онтогенеза. К. сожалению, многие особенности этого развития, в первую очередь, в периодах раннего (начиная со второго полугодия жиз ни) и дошкольного детства, остают ся пока еще не изученными.

 
Из имеющихся сведений можно при вести следующие. Маленькие дети ха рактеризуются тем, что отношения по верхности кожи к массе тела у них значительно большее, чем у старших детей и тем более у взрослых. Количество и общая протяженность сосудистой сети кожи и подкожной клетчатки примерно одинаковое со взрослыми, но расположение ее более поверхностное. Сформированность фи зиологических механизмов терморегу ляции к моменту рождения еще не достаточная, о чем, например, можно судить по колебаниям температуры те ла в первые дни и даже месяцы жизни.   К  сказанному   надо  добавить и более интенсивное потоотделение в пересчете на 1 кг массы тела, которое у детей дошкольного возраста примерно в 15 раз превосходит пока затели взрослых людей.

 
Все это способствует более высокой, чем у старших детей и взрослых, теплоотдаче, что может приводить или к быстрым переохлаждениям или к столь же быстрым перегреваниям. В раннем возрасте дети сравнительно лег ко переносят снижение температуры тела на 2—3° и даже на 4—5°, тогда как повышение ее уже на 1—2° является опасным.

 
Сложность развития терморегуляции у детей и вместе с тем недоста точная разработка этих вопросов вплоть до настоящего времени обусло вили появление двух разных взаимо исключающих точек зрения. Сторонни ки «радикальных» мер отстаивают необ ходимость использования для закали вания даже маленьких детей сильных холодовых факторов; обливания и ку пания в ледяной воде, хождение босиком по снегу и т. д. В каче стве доказательства эффективности этих методов приводится опыт эски мосов, якут, цыган и других народно стей. Такие «сверхэнтузиасты» закали вания детей встречаются и в наши дни, когда родители занимаются «мор жеванием» детей, т. е. окунают и ку пают их в ледяной воде.

 
Сторонники противоположной точки зрения считают, что закаливание прино сит детям не пользу, а вред из-за меньшей способности молодых организ мов противодействовать холоду. В на стоящее время приверженцев второй позиции, по крайней мере среди ме диков и многих родителей, нет, так как медицина и педагогика располагают обширными, объективными и проверен ными на массовой практике дан ными, указывающими не только на целесообразность, но и на необ ходимость активного закаливания де тей начиная с раннего возраста. Определены основные принципы и ме тоды закаливания детей, о чем и пойдет речь далее.

 
Первое, с чего следует начинать закаливание   ребенка,—  это   избавить его от имеющегося перегревания. Если измерить температуру комнаты, в кото рой находится ребенок, то чаще всего она бывает чрезмерно высокой, выше 20°. Для умываний используется слишком теплая (+37° и более) вода. Самая же главная «беда» заключается в том, что ребенка с первых дней жизни приучают к излиш не теплой одежде.

 
Посмотрим, как одевают наших до школьников и школьников. Зимой и поздней осенью, как правило, заку танные с головы до ног «заботли выми» руками мам и бабушек, они бывают очень похожи на неуклюжих и неповоротливых медвежат. Даже весной и летом, по наблюдению известного хирурга и пропагандиста здорового образа жизни Н. М. Амо сова, далеко не у каждого малыша можно увидеть открытые уши на улице.

 
Да и в домашней обстановке дети нередко носят теплые шерстяные ве щи. Тем самым создаются условия для перегревания, формируется боль шая уязвимость растущего организ ма к охлаждению. В специальном исследовании А. Я. Степанова дока зано, что укутывание препятствует нормальному развитию терморегуляции у детей. Перегревание нарушает и обменные процессы, снижает сопротив ляемость к инфекциям, что приводит к развитию не только респираторных, но и других болезней.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Комментарии

Текст комментария:
Введите текст на картинке Циферки
Новости
14.12.2015
481 112 0
Лучшие статьи по мнению пользователей
Раздел: Овуляция

ЛГ – лютеинизурущий гормон, вырабатываемый гипофизом. Основная его функция – инициирование овуляции, что приводит к изменению  клеток фолликула с образованием желтого тела (Corpusluteum- желтое тело, лат), желтый цвет – признак большого количества стероидных гормонов.


5428 538 0

Спермициды относятся к классу химических контрацептивов. Механизм действия спермицидов основан на способности активного ингредиента, входящего в их состав, разрушать сперматозоиды в течение нескольких секунд. Столь жесткое требование к временному интервалу объясняется способностью сперматозоидов проникать в канал шейки матки буквально через несколько секунд после эякуляции, а через 90 секунд самые быстрые из них доходят до маточных труб.


4261 529 0

Разгибание ручек. Ребенок лежит на спине, захватив большие пальцы рук взрослого. Придерживая его кисти, поочеред но разгибайте и сгибайте его руки. Повтори те 6-8 раз. Поднимание ножек. Ребенок лежит на спине.


4687 492 1
 
Материалы опубликованные на мойкиндер являются обзорной информацией и их не следует рассматривать как врачебные рекомендации.
Информация предоставлена справочно и основана на среднестатистических данных.
Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия администрации ресурса moykinder.ru и его авторов. Техническая поддержка ресурса осуществляется компанией iMedia.Group

© 2010 - 2014 Moykinder.ru info@moykinder.ru
Рассчитать дату родов
Пожалуйста, введите дату начала последней менструации
Цикл
1
2
3
Рассчитывается приблизительная дата родов. Точную дату родов Вам скажет Ваш лечащий врач.
Яндекс.Метрика